Обсуждение темы «Ребенок не слушается: коррекция поведения без психологических травм» на Радио России

Сегодня на «Радио России» в программе «Домашняя академия» в качестве эксперта выступала психолог сектора игровой психотерапии Московской службы психологической помощи населению Екатерина Владимировна Астахова.

Тема встречи: «Ребенок не слушается: коррекция поведения без психологических травм»

Екатерина Астахова: Чтобы понять, почему ребенок не слушается, важно знать причины подобного поведения. Психологи выделяют четыре основные причины непослушания, и первая может быть связана с особенностями развития ребенка. Тогда нужно наблюдаться у врача. Скажем, у ребенка могут быть проблемы с желудочно-кишечным трактом, и причиной непослушания может быть боль.

Причиной непослушания ребенка может быть и то, как мы с ним общаемся, — стиль нашего общения с ребенком и в семье в целом.. И здесь родителям важно понимать, насколько они готовы договориться с ребенком. И авторитет родителя здесь ни при чем; точнее, если родитель в состоянии договориться с ребенком, его авторитет даже повысится. Если же тактика родителя — во что бы то ни стало доказать, что он — главный, и все будет так, как он захочет, — это может вылиться в проблемы, когда ребенок станет подростком.

— Наша реакция на поведение ребенка подчас бывает агрессивной… И что мы получим к подростковому возрасту?..

Екатерина Астахова: В семье должны существовать какие-то ценности, правила; тогда ребенок будет точно знать, что ему можно делать, а чего — категорически нельзя. И эти правила должны быть постоянными и соблюдаться всеми членами семьи. А начинать нужно с распорядка дня: вообще первое правило в жизни ребенка — его режим. Именно тогда ребенок впервые понимает, что правила существуют.

— А как быть с тем, что мы, взрослые, зачастую шантажируем малышей? Зная о возможных последствиях, мы можем пригрозить: если ты не сделаешь того-то, я поступлю так-то… Шантаж, по сути, становится частью жизни…

Екатерина Астахова: Это распространенный момент в вопросах воспитания. Важно понимать: если мы решили наказать ребенка за нарушение каких-то правил, в первую очередь мы должны его предварительно предупредить. Если же мы его шантажируем, то ребенок вполне может усвоить модель поведения: если мне чего-то захочется, я тоже могу пойти на шантаж. И вот здесь уже шантаж может стать двусторонним, — договориться будет сложнее…

О том, как установить правила поведения, как научить малыша правильно прыгать по лужам и как реагировать на истерики ребенка в магазинах, — слушайте в аудиофайле!