Смертельное хобби. Как московские подростки становятся зацеперами? Комментарий психолога МСППН С.Ю.Успенской «Российской газете»

rg-main

По статистике, в течение первого года увлечения зацеперством погибают или травмируются две трети экстремалов. Половина из тех, кто выживает, становятся инвалидами. Но, похоже, даже эти простые и страшные факты доходят не до всех — в начале октября в Подмосковье насмерть разбился 15-летний мальчик-зацепер, сорвавшись с электрички. А Интернет полнится все новыми видео таких экстремальных поездок. Почему смертельно опасное увлечение находит все новых жертв, разбиралась «РГ».

Сколько их?

Сколько точно зацеперов, сказать сложно. По приблизительным подсчетам управления на транспорте МВД России по ЦФО, в Москве и области чуть больше 200. В официальных подсчетах полицейские опираются на количество выписанных штрафов. В реальности, говорят, гораздо больше — за каждой электричкой полицейского не приставишь, и зацепер может проехать не одну остановку, оставаясь никем не замеченным.

Среди зацеперов не только тинейджеры, ищущие острых впечатлений, но и вполне состоявшиеся взрослые: первых и вторых примерно поровну. И гибнут тоже и взрослые, и дети, первые даже чаще.

Однако точное количество погибших зацеперов тоже не установлено. На железной дороге в ЦФО в этом году травмировано более 750 взрослых и 73 несовершеннолетних, погибли более 500 взрослых и 30 детей. «Не всегда можно понять, что погибший был именно зацепером, — говорит Константин Булыгин, начальник управления организации охраны общественного порядка УТ МВД России по ЦФО. — Человек мог и просто переходить пути в неположенном месте. Тем более что железнодорожные травмы бывают очень тяжелыми».

Больше всего зацеперов на Ярославском, Савеловском, Рязанском направлениях, на некоторых участках Белорусского. «Многое зависит от станции, — говорит Булыгин. — Если она хорошо оборудована, есть видеонаблюдение, охрана и турникеты, то и зацеперов там меньше. А где нет даже забора, то и незаметно зацепиться за электричку проще».

Острые ощущения

Попадают в зацеперы по-разному. У кого-то путь из школы проходит через железную дорогу. Кто-то насмотрелся видеороликов в Интернете. Кого-то друзья подбили «попробовать».

Зацепинг — это острые ощущения, и чем быстрее едет поезд, тем сложнее на нем удержаться, тем интереснее. Поэтому, кстати, зацеперов больше всего в Москве и области: тут тебе и «Ласточки», и скоростные «Сапсаны». Или новые быстрые электрички ЭП2Д, на круглые «головы» которых без спецподготовки, «кошек» и карабинов не влезешь и не удержишься. Каждая новая электричка — испытание не на жизнь, а на смерть. В 2011 году погиб, сорвавшись с крыши «Сапсана» «гуру» зацепинга Григорий Лихтаренко, который всегда сам соблюдал «правила безопасности» и других наставлял. Ему было 29 лет. Через две недели после его гибели «подвиг» повторил его друг, на этот раз успешно. Остался жив и сбежал от полиции на станции в Поварово.

«Бывает, поймают зацепера, поставят на учет в детской комнате полиции, а потом еще мама с папой его накажут, и он сразу про зацепинг забывает, — рассказывает Константин Булыгин. — А иногда за детьми приезжают такие родители, что сразу видно — им все равно. И ребенок на следующий день снова едет на крыше электрички».

Психолог Светлана Успенская увлечение зацепингом называет настоящей зависимостью.

«Когда человек находится на грани жизни и смерти, в организме выделяется определенный состав гормонов, — объясняет она. — Эти гормоны дают ощущение эйфории, которой будничная жизнь дать не может. Так же как у алкоголика есть непреодолимая потребность выпить, у адреналинового наркомана — мощная потребность рисковать, связанная с эндокринной системой. И зависимое поведение формируется не всегда из-за того, что семья неблагополучна. Она может быть хорошей, но ребенок в нее не вписывается в силу каких-то обстоятельств. Например, родители эмоционально холодные, не сложилось душевного контакта. И ребенок начинает искать компенсации на стороне».

Риск ради популярности

Еще одна причина популяризации зацеперства — Интернет. Все «подвиги» снимаются на видео и тут же выкладываются в Сеть — все ради внимания и «лайков». Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) сняла об этом документальный фильм, и там есть такая история: зацеперы наблюдают за девочкой, гуляющей в полный рост по крыше вагона. Над головой — тысячи вольт. Даже дотрагиваться до проводов не надо, электродуга мгновенно убивает на расстоянии. «Вот бы сорвалась, — говорит на видео один из зацеперов. — Сколько бы просмотров было».

И действительно, ролики с зацеперами собирают тысячи просмотров. Популярность среди сверстников, что может быть важнее для тинейджера?

Одна из причин популяризации зацеперства — Интернет. Все «подвиги» снимаются на видео и тут же выкладываются в Сеть — все ради внимания и «лайков»

Да и для взрослых тоже. Профессиональные зацеперы, которым за 20, собирают на своих видеоканалах тысячи поклонников и хорошо зарабатывают на рекламе. Для них это уже не адреналиновая зависимость, а бизнес.

Как бороться?

Пока бороться с зацепингом с помощью закона получается плохо — штраф всего 100 рублей, и зацеперы об этом прекрасно осведомлены. Тем не менее, по оценкам полиции, количество зацеперов по сравнению только с прошлым годом уменьшилось минимум на четверть. Скорее всего, это результат комплексной работы. В полиции говорят о рейдах и профилактике. Кроме того, как рассказали «РГ» в пресс-службе ЦППК, активно блокируется информация в Интернете. За последний год Роскомнадзор заблокировал по решению судов около 240 сообществ зацеперов в соцсетях с общей аудиторией более 1,8 млн человек. Сейчас «ВКонтакте» по ключевому слову «зацеп» находится всего несколько десятков групп, открытых и закрытых. Но количество участников исчисляется не десятками тысяч, как раньше, а максимум несколькими сотнями.

Кроме того, как рассказала «РГ» депутат Мосгордумы Инна Святенко, сейчас дорабатывается пакет поправок в федеральное законодательство, согласно которому штрафы за зацепинг в Москве планируется повысить до 5000 рублей.

Также зацеперов теоретически можно привлечь и по статье о хулиганских действиях, угрожающих безопасности экплуатации транспортных средств. Здесь штраф весьма внушительный — от 150 до 300 тысяч рублей либо ограничение свободы сроком до двух лет. И уже принят в первом чтении в Мосгордуме и закон о родительской ответственности, что тоже может оказать влияние на решение проблемы.

Мнение эксперта

Татьяна Хромова, психолог:

— Подростковый возраст один из самых непростых периодов в жизни, переход между детством и взрослением. Одновременно идут гормональные перестройки, меняются ценности. И часто возникает ложное ощущение, что «я — взрослый». Это похоже на возраст «я сам», как в три года. С рук мамы уже слез, хочет все делать сам, а получается не всегда. Чтобы благополучно прожить это время, родителям нужно быть в очень хорошем контакте со своим ребенком: знать, чем он живет, не впадая в другую крайность — гиперопеку. И если у ребенка есть потребность в адреналине и риске, родители должны найти безопасную замену. Прыжки на парашюте, батут, автогонки на картах — все что угодно, лишь бы ребенок мог реализовать свои потребности и почувствовать себя свободным.

Текст: Светлана Батова

Источник:

https://rg.ru/2017/11/08/reg-cfo/pochemu-podrostki-stanoviatsia-zaceperami.html